Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с детьми "группы риска" и их семьями
Хочу начать своё вступление с притчи. «Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз, относя подальше в море еще одну морскую звезду.-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, наперекор, казалось бы, психофизической природе человека, которую, как известно, не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.Нет легких учеников, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен.  Если ребенок «сер», и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок, здесь вина педагога.Термин «дети группы риска» чаще всего упоминаются в качестве синонимов  терминов «запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении», «трудные дети», «трудный ученик». Обычно мы называем «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом они также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении.Не описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной. В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс – вот те задачи, которые я поставила перед собой. Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Этим учащимся уделяю особое внимание, привлекая их к участию в классных и общешкольных мероприятиях, посещая их семьи и проводя индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Контролируя занятость учащихся «группы риска»  во внеурочное время, привлекаю их к посещению спортивных секций и кружков. Обращаюсь за помощью к психологу, направляю к нему родителей и детей для индивидуальных бесед.Многие родители  не могут справиться со своими детьми, не знают, что делать.К категории детей «группы риска» с уверенностью можно отнести и одаренных, талантливых учеников, не умеющих реализовать свои возможности в учебной или внеурочной деятельности и эта работа, безусловно, является важным звеном мониторинга работы с детьми «группы риска». И я, как классный руководитель, стараюсь помочь ребёнку в разрешении трудностей, с которыми тот по причине своего возраста или отсутствия соответствующих умений ещё не способен справиться самостоятельно. Нынешний 8 «Б» сформирован из детей со средними способностями. Для обеспечения их гармоничного развития я должна создавать максимум комфортных психолого-педагогических условий. Но при этом всегда надо исходить из реалий. Приведём некоторые из них.В классе:  неполных семей --6. многодетных --5; опекаемые дети-3, дети-инвалиды-1.  На внутришкольном учете 2 учеников. Эти семьи – уже потенциально социально неблагополучные.В классе  10 семей, где родители педагогически несостоятельны. Присутствуют конфликты, непонимание нужд детей, преобладает авторитарность одного из родителей.  Отношения с такими семьями я строю на основе диалога с каждым из родителей, выясняя причину неблагополучия и совместными усилиями разрешаем  возникшие проблемы.Есть семья, в которой на почве развода родителей, возникла кризисная ситуация, в результате которой ребёнок пережил психологическую травму и на данный момент он находится в неопределённом состоянии, не имеет постоянного места жительства, не посещает школьные занятия. В данном случае нужна, конечно же, работа психолога, понимание со стороны педагогов. Я думаю, что с ним надо работать в этом направлении, вести разъяснительную работу о необходимости обучения, и конечно, это профилактическая работа с матерью. Есть ребёнок из асоциальной семьи, где мать и отчим злоупотребляют спиртным (хотя не систематически), иногда игнорируют нужды детей. Хотя семья многодетная, но отношения между детьми тёплые, заботливые, т.е. не всё потеряно и ещё чем-то можно восполнить пробелы в воспитании. С такой семьёй пришлось немало потрудиться: это и многочисленные беседы с мамой, посещения семьи, контроль за жизнедеятельностью ребёнка и постоянная связь с матерью.На первом родительском собрании, в начале учебного года я не устаю повторять родителям: «У нас с вами общий объект заботы, который обладает тонкой и нежной душой, эмоционально чуткий и впечатлительной, чрезвычайно ранимый и пока еще очень слабый. А поэтому главный педагогический принцип, на котором будут строиться наши сотруднические воспитательные отношения, -- принцип «не навреди»». Далее я, как правило, знакомлю родителей с психофизическими особенностями детей подросткового возраста.К родителям регулярно обращаюсь за помощью, особенно в разрешении актуальных в классном коллективе воспитательных проблем. Например: в прошлом году у нас в классе ребята начали слушать музыку с нецензурной лексикой и моментами насилия. Один из родителей предложил собрать родительское собрание, и мы решили этот вопрос совместно с родителями. Родители взяли под жёсткий контроль и прослушали записи в телефонах своих детей, отфильтровали всю музыку, оставив только нужное для прослушивания. Таким образом своевременное реагирование  способствовало правильному воспитанию.Надеюсь, что все согласятся с тем очевидным утверждением, что современное российское общество, оказывая чрезвычайно сильное воздействие на формирование растущей личности, на ее развитие, во многих случаях не способно само по себе достичь столь желанного для нас положительного воспитательного результата. А, как известно, лучшая защита от наступающего социального неблагополучия -- это совместное наступательное движение родителей и педагогов в борьбе за сохранение душевного здоровья наших детей. Трудные дети отличаются высокой степенью агрессивности. Это - общеизвестный факт. Но это вовсе не означает отсутствие возможности успешного разрешения накопившихся проблем воспитательного характера. В общем и целом можно сказать, что проблем много, неблагополучных семей не убавляется, напротив,  с каждым годом их становится больше, и решать эти проблемы всё больше приходится в школе.   
Категория: Мои статьи | Добавил: Yurgatova (17.01.2014)
Просмотров: 746 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0